Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
Тамара Катаева
"Анти-Аматова"

Проект Павла Фокина
"Цветаева без глянца"

Как думаете, кто подарил мне сразу две книги, о которых я мечтала год (обежав весь город, чтобы их найти)?
Кто не стал тянуть до "завтравечером"?
А просто отдал, и даже (почти :)) не мешал читать?

Кто?

Правильно.

@темы: Я и мир

Комментарии
30.12.2009 в 23:23

на Цветаевой нет глянца) он к ней не пристаёт)

а вот Анти-Ахматову прочла с извращённым удовольствием. =/ приняла.
хотя есть множество неприятных ошибок. например - письма юной Анны шурину... )) /"Тетюшанская гомоза". пьеса "Деверь")/. и множество настойчивых и откровенных повторов.
01.01.2010 в 20:40

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
N-Sanna ,
точно, не пристает. Но тут совсем другое - письма, документы. Никакого "дополнительного" мифотворчества. Да и зачем оно, если вся жизнь - и так?
Правда, большая часть известна, но есть несколько новых моментов - интересно.
Мур огорчил.

Да уж, это не "Анна Ахматова" Файнштейн.
Местами читать противно, да? И все равно ведь читается.
01.01.2010 в 23:31

И все равно ведь читается

извращённое удовольствие)
мне всё это, собственно, близко... мы про неё с подругой сами в своё время такой стих сочинили. ровно такой же по содержанию, только - короче. )

Мур огорчил.

что именно огорчило?

если вся жизнь - и так?

я бы сказала, она - эта жизнь - не миф, а она - как бы это - осуществление. нечто настоящее. редкое. нечто героическое, пожалуй. то, что Цветаева хотела... ах, совсем не так, как она хотела, но - то.
эту жизнь можно назвать житием.
02.01.2010 в 01:42

вспомнила ещё: меня сильно впечатлило сообщение, что Цветаева написала стихотворенье "Стол накрыт на шестерых". вот этот перл с шурином Ахматовой, пожалуй, делят первенство по величине и блеску. второе место не присуждается, а третье - у замечания, что Васисуалий Лоханкин сочинял про волчицу мерзкую - гекзаметры)
10.01.2010 в 22:19

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
N-Sanna ,
Мур огорчил многим, но главное - тем, что принес Марине еще одну порцию горя.
10.01.2010 в 22:37

Tate, а именно? что-то я даже не соображу, о чём это ты...
10.01.2010 в 23:00

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
N-Sanna,
его отрицание ее. Равнодушие к ее творчеству.
Резкость поведения, желание наконец-то-стать-не-сыномцветаевой-а...- , навязчивое желание уехать в Союз. Да мало ли.
10.01.2010 в 23:00

мне вот вспомнилось сейчас - а ведь он её останавливал, он ведь говорил: не езди в Чистополь, не езди, не езди!..
10.01.2010 в 23:04

Tate, а, ясно.
почему-то мне представляется, что это не было для неё горем... и что вряд ли она могла бросить в Союзе Алю и Серёжу, не поехала бы сама за ними - даже будь у ней другие варианты. разве что была бы уверена, что они там процветают и она им не нужна... /тоже весьма вероятный вариант, конечно; но опять-таки - при условии, что могла бы сама прожить за границей. а ведь её тогда почти все бросили, кто мог дать денег на жизнь - не давали... из-за Сергея/
10.01.2010 в 23:07

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
N-Sanna ,
да, про Союз - это я к слову. Как пример того, что он был - не на ее стороне.
А "не езди, не езди"...думаю, тогда было уже поздно.

А помнишь ее письма последние? Все - о нем
10.01.2010 в 23:38

думаю, тогда было уже поздно

ох... насколько помню жизнеописание - как раз могло бы сработать... поскольку она в тот момент совсем не знала, на что решиться. но судьба попустила... :(

А помнишь ее письма последние?

а, записки.
между прочим, мне так и не удалось выяснить для себя, видел ли их кто-нибудь из наших современников своими глазами, иначе, нежели в публикации Белкиной. и где они, собственно. несколько лет назад я не нашла об этом сведений, и другие исследователи /в отличие от меня - авторы многих опубликованных статей, а также диссертаций о жизни и творчестве/ ничего не подсказали. может быть, сейчас положение прояснилось.
тогда же шла речь о том, что эти записки не очень-то цветаевские по стилю. если не ошибаюсь, Кудрова об этом говорит, в частности. особо останавливаясь на словах "это уже не я".

учитывая, что он и сам порывался в Болшеве броситься под электричку - видимо, это был такой определённый градус семейных отношений...
а ещё между прочим - в статье к двухтомнику его дневников обращено внимание на полное отсутствие в этих текстах улыбки, юмора. и на фото он никогда-никогда не улыбается. и это тоже о чём-то говорит... считаю, о том, что его вины не было. обе стороны были пострадавшими. и если был у них какой-то роковой последний разговор... то, вероятно, больнее всего от этого было им обоим. ему не меньше, возможно, чем ей.
грустно мне думать об улыбке Цветаевой, обращённой к нему... но и то - вряд ли было страдание оттого, что он не отзывался на эту улыбку. он видел, принимал, и этого, наверно, было достаточно. он любил и уважал мать, и она это знала - это для меня несомненно.

а в Ташкенте ведь собирался писать роман - историю семьи Эфронов - Цветаевых... и даже начал писать, вероятно. но текст утрачен.
11.01.2010 в 00:57

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
N-Sanna ,
да, его дневниковые записи вызывают если не уважение, то интерес. Сложившийся слог - для его-то возраста. Вполне мог бы документальное что-нибудь. Но - не больше. Юмор юмором, но такая холодность через весь текст...И про улыбку я читала. В смысле, про ее отстутствие.

Насчет авторства записок - смутили отсутствие письма сестре (она еще очень переживала) и несколько навязчивые просьбы.

Не был против - но не был и за. Горевали рядом.
11.01.2010 в 01:47

смутили отсутствие письма сестре (она еще очень переживала) и несколько навязчивые просьбы.

первое мне почему-то понятно, хотя и не очень поддаётся словесному объяснению. впрочем, учитывая, сколько лет они не переписывались... и как Анастасия была вообще склонна переживать... а главное - что вряд ли Цветаева могла бы грузить кого-то делом переписки или общения с лагерницей -
учитывая, что саму Цветаеву Валерия на порог не пустила -
...а ведь они все трое Цветаевы, одна у них фамилия... но вот эти две - для меня имена, фамилия - у одной. ) - а ведь обычно эта одна как раз имя... но не для меня. ) - и так полагаю, что - не для будущего. /как Пушкин и Лермонтов, например. и неважно, что они Александр и Михаил, а она - Марина)/

а просьбы - это, насколько знаю, как раз её особенность. ) /я улыбаюсь, да./
12.01.2010 в 02:09

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
N-Sanna,
Валерия на порог не пустила - да ну, "Лёру" я вообще в расчет не принимала бы.

Просьбы...думаешь, пришлось научиться?
12.01.2010 в 02:18

да ну, "Лёру" я вообще в расчет не принимала бы

не, я в том смысле, что Цветаева, наверно, очень хорошо прониклась, что опасно быть её родственником. даже для заключённых, наверно, опасно; для Аси и Али.
а для других людей опасно иметь дело и с ней, и с заключёнными. тем более с такими её поручениями.

думаешь, пришлось научиться?

)

это было её всю жизнь. читала в примечаниях к письмам /в девятитомнике/ - и поверила; или - убедилась. просьбы в форме требований)
/Кудрова сомневается, могла ли Цветаева сказать - "заслуживает", указывает на заслуги; но мне представляется, что невозможного тут нет/.

...ой не знаю, как бы мне это по жизни показалось... чую - не показалось бы. не понравились бы мы с ней друг другу, скорей всего. она мне может и да, а я ей процентов на 80 нет... есть во мне, считаю, что-то от Али в Алины худшие /для неё самой/, подростковые времена. хотя по башке мешком с мёрзлой картошкой Аля была ударена куда покруче меня. удивительно, что у ней ещё силы оставались жить.
12.01.2010 в 02:21

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
N-Sanna,
ужасно трогательно. В смысле, трогательно ужасно.

В смысле трогательно, но - ужасно. ((

Ты даже об этом задумывалась? О "понравились бы"?
Тогда и я поразмыслю...А ты насчет меня как считаешь? ;)
12.01.2010 в 02:33

В смысле трогательно, но - ужасно.

я стёрла. подумала, что ей бы это резко не понравилось. мол, все вы хороши трогаться, когда вас не трогают...
хотя я искренне...

Ты даже об этом задумывалась?

а почему не задуматься? )

А ты насчет меня как считаешь?

не могу знать! *навытяжку* ) о себе ещё как-то, как-то, но о других за неё судить - не смею. - а если сказать, не беря на себя чересчур много, то - так: думаю, могла бы понравиться. ) по-немецки бы разговаривали... о Рильке, например.
16.01.2010 в 17:18

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
N-Sanna ,
да, пожалуй, "задумать" и "почему" в отношении тебя как-то слабо совмещаются ). Тут априори.
Так я о Рильке только из-за нее и задумалась в первый раз ).

*далее следует странный вопрос*

У тебя Марина с Земфирой никогда не ассоциировалась (я не о Земфирином тексте про "Я полюбила Вас...")?
18.01.2010 в 16:05

вопрос не нахожу странным, но - не-не-не. и это как раз даже странно кажется - вроде могло быть... каре, чёлка, блондинки... стихи... другие ассоциируют - представляется обоснованным. /хотя это может потому, что вообще склонна доверять действительности, в частности - чужим действиям: если люди так делают, то, наверно, есть с чего)/. а вот у самой не было.

пришло в голову - может, на мысли о том, понравилась бы я Цветаевой, меня подруга навела) может и нет, но, по крайней мере, с подругой обсуждали это.
20.01.2010 в 13:53

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
N-Sanna ,
блондинки? Гм, Земфира, вроде бы, не замечена?

А мне вот думается, что вы нашли бы пару тем. С твоей эрудицией...
22.01.2010 в 01:26

Гм, Земфира, вроде бы, не замечена?

О_о но как же?.. мне вспоминается исключительно светловолосой. конечно, это не свой цвет у неё, но ведь в данном случае неважно, свой ли...

хотя, если учитывать сведения о превосходящем IQ натуральных блондинок... /говорю совершенно серьёзно/.

мне вот думается, что вы нашли бы пару тем.

может быть)
спасибо)
27.01.2010 в 01:08

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
N-Sanna ,
у меня ассоциации, скорее, на уровне...ореола, что ли?

Не за что, я бы и не сомневалась на твоем месте. ;)