Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
Магия и Мифология Кельтов
Лекция 4.
Ранние боги
"Из богов они почитают Меркурия превыше всего. Он имеет наибольшее количество
изображений, галлы полагают его изобретателем всех искусств и проводником всех дорог и
путешественников и верят в его власть над торговлей и коммерцией. После, они
поклоняются Аполлону, Марсу, Юпитеру и Минерве. В отношении этих божеств галлы имеют
почти такие же представления, как другие народы: Аполлон уводит прочь болезни, Минерва
учит основам искусства и мастерства, Юпитер управляет небесами и Марс заведует военным
делом"
Юлий Цезарь
читать дальше - Добрый день. Для того чтобы понимать традиции, культуру, мифологию и магию древних кельтов, нам необходимо… - начала лекторским тоном Ари-Ювер, когда ученики заняли свои места. Потом подумала и продолжила – В общем лекция сегодня про богов, а сейчас немного побываем в начале времен…
Ари-Ювер взмахнула волшебной палочкой, и доска, висевшая на стене, начала превращаться в экран, показывающий какой-то пустынный морской берег…
Волны мирно накатывались на камни, образуя пену. Вдруг из этой пены начало формироваться какое-то существо, через несколько мгновений ученики увидели белую, как породившая ее морская пена, кобылу…
- Это Эйоха, - пояснила Ари-Ювер.
…События разворачивались и вот на берегу, на границе земли и моря вырос могучий дуб, на ветвях которого выросла омела. Белые ягоды омелы были подобны слезам моря, и они так понравились Эйохе, что она съела несколько ягод. Ягоды были не простые, и, спустя какое-то время, Эйоха родила сына. Роды были мучительными, от боли кобыла срывала кору с дерева и кидала ее в море. Там, где кора попадала в море, ученики могли увидеть рождение гигантов – духов глубин.
- Первым сыном Эйохи был Кернуннос(Кернунн) или Цернунн (Цернуннос), о нем мы поговорим чуть позже.
От союза Кернунноса и Эйохи начали рождаться другие боги (Мапонос, Таранис, Тевтат и Эпона). Родив богов и немного побыв с ними Эйоха начала грустить, а затем и вовсе вернулась в море, которое ее породило.
- После ухода Эйохи в море, боги начали почитать ее как Богиню Глубин и называть ее Тетра или Тетис.
Богам было скучно – ведь они были одни на земле, и решили они сотворить кого-нибудь живого. Взяв древесину дуба, боги сотворили первых мужчину и женщину. Кернуннос, так же из древесины дуба, создал животных – оленя, гончую, кабана, ворона, зайца и змею. Боги признали Кернунноса повелителем животных, а затем и повелителем леса, так как по его приказу на земле начали расти дубы, превращая пустынное пространство в лес.
Эпона тоже создала себе животных, но только одного вида – кобылу и жеребца, в память о матери – Эйохи.
Тевтат из веток дуба сделал себе лук, стрелы и булаву. А Таранис из веток сотворил себе копье, извергающее гром и молнии. От удара этого копья содрогалась земля, горела трава и звери разбегались в страхе, но бог был доволен.
Мапонос не стал делать себе оружие, но из веток он сделал арфу, в которой струнами был ветер. Когда он играл на арфе в лесах Кернунноса, мелодия сливалась с птичьей трелью и все животные приходили слушать эту прекрасную музыку.
- Боги были счастливы и, к сожалению, этому счастью было кому позавидовать. Гиганты морских глубин решили, что море должно поглотить землю и счастливых богов. Но их ропот услышала Тетра (все помнят, кто это?) и предупредила своих детей-богов. И когда гиганты вышли против них, боги были готовы.
Ученики вновь увидели берег моря, но он был уже не таким спокойным – волны были огромные и с грохотом обрушивались на дуб, где находились в это время боги. В то же время Таранис метнул свое копье, и раскололась земля, и море выплеснулось из берегов. Мапонос обрушил небо на головы гигантов, а Тевтат выпускал стрелы, которые разили врагов беспощадно.
Битва была долгой, но боги одержали победу и отправили гигантов обратно в море. Чтобы гиганты не вернулись снова, Тетра сковала их. Но некоторым удалось сбежать и поселиться на окраине мира.
- Они назвали себя Фоморы и не раз нападали на земли богов, чтобы захватить власть – об их набегах есть множество легенд.
После битвы море вернулось на прежнее место, Мапонос починил небо. Эпона, которой не было рядом с братьями во время битвы, привела из леса двух, спасенных ею от воды и огня, людей – от них потом пошли все племена кельтов.
Из места, где Мапонос расколол небо, а огонь смешался с водами моря, стали появляться новые боги и богини.
- Этими богами были: Беленус и его сестра Дану – они родились из небесного огня, когда он только начал затихать. Когда море почти погасило небесный огонь, родился Лиир. Дети Лиира и дети Дану – это две расы детей богов, которые иногда противостояли друг другу.
Это лишь одна из версий создания мира. Увы, информации о некоторых ранних богах практически не сохранилось, либо сохранились отрывки.
Но, все же, кое-что история нам оставила. Так известно о триаде богов: Езус, Таранис и Тевтат. Интересно то, что их упоминание сохранилось из-за того, что римский поэт I в. Лукан красочно описал, как приносятся жертвы этим богам. Для Езуса жертву вешали на дереве, для Тараниса жертвы сжигались, а для Тевтата жертвы топились в воде.
Так же можно найти информацию о таких богах и богинях, как Эпона, Цернунн (написание имени различное), Суцелл, Нантосвельта, Розмерта и некоторые другие. Рассмотрим их более подробно.
Езус (Эзус, Эсар), Esus, считался гневным богом. Часто изображался бородатым или безбородым, находящимся рядом с деревом. В руках держит что-то наподобие серпа или топора. Иногда его изображали в качестве резчика деревьев. Езуса ассоциировали с быком, на голове и спине которого стояли три журавля. Этого бога считают общегалльским богом войны, хотя этимологически его имя означает «добрый бог», «бог-господин». Езуса так же связывают с плодородием и со сбором урожая, то есть он, по сути, является ипостасью Бога Земных Сил.
Римляне очень часто переиначивали все на свой лад, поэтому можно встретить сравнение Езуса с Диоскуром Полидевком, олицетворяющим бессмертие. Так же иногда его считают тем Меркурием, которого часто упоминает Цезарь.
Таранис, Taranis, бог-«громовержец». Изображался бородатым гигантом, держащим колесо или несколько спиралей. Встречается изображение, где Таранис попирает гиганта со змеевидными нижними конечностями. Скорее всего, являлся богом грома и небесного огня.
Отождествлялся с римским Дитом (Дисом) и Марсом (по другим источникам – с Юпитером).
Тевтат, Teutatus. Считается, что его имя произошло от галльского teuto, touto, что означает «племя». Возможно, что это был бог племенного коллектива, покровителем военной и мирной деятельности. Символом его был кабан. Считался Богом Ясного Неба.
Ассоциировался с Юпитером (по другим источникам – с Марсом, так как обладал военным значением).
Еще одним общегалльским богом являлся Суцелл, Sucellus – «хорошо ударяющий». Изображался в виде человека зрелого возраста, бородатым, одетым в тунику, стянутую поясом, в штаны и сапоги. Туника могла быть усеяна знаками, похожими на астральные символы. Основным атрибутом бога является молот на длинной рукояти или колотушка, которую он обычно держит в левой руке. Другой рукой Суцелл может держать круглую вазу, серп, палицу, сирингу, горшок или кошелек с деньгами.
Иногда изображался с богиней Нантосвельтой. Часто Суцелла на изображениях сопровождала трехголовая, подобная греческому Церберу, собака.
Отождествлялся с римским Сильваном.
Цернунн (Цернуннос), Cernunnos, «Рогатый» бог, которого римляне не смогли отождествить ни с кем, хотя и есть упоминание об отождествлении с Меркурием и Диспатером. Цернунн являлся ипостасью Бога Земных Сил и обладал большим влиянием, чем Езус. Цернунна изображают с рогами оленя на голове, с бородой и с торквесами на шее (ожерелье кельтов). Чаще всего изображается в сидячем положении со скрещенными ногами. В руках держит кольцо или змею с бараньей головой. Иногда такая змея находится рядом с богом, так же рядом находится олень или бык. В руке бог мог держать рог изобилия.
Он олицетворяет силы природы, являясь богом изобилия, лесной стихии, а так же повелителем диких животных.
Цезарь, описывая богов кельтов, на первое место ставил Меркурия, не называя его кельтского имени. Изображался бог молодым юношей, с крылатым шлемом на голове и жезлом в руках. Иногда галльского Меркурия сопровождает ворон, а так же богиня, которой Цезарь дает греческое имя Майя, а в галльской мифологии это Росмерта. Более всего под описание этого «Меркурия» подходит ирландский бог Луг (Lugh) или Лугус (Lugus) в Галлии. Он так же является покровителем (изобретателем) всех искусств. Более того, имя Луга широко распространено было на кельтских землях – в названии городов и областей: в Силезии - Лигниц, в Голландии - Лейден, во Франции - Лион. Галльскому Меркурию был посвящен праздник, отмечавшийся 1 августа – в этот же день в Ирландии праздновали Лугнасад (Lughnasadh), День Луга.
Беленус (Беленос, Белин, Бел), Belinus – галльский Аполлон, обладал функцией врачевателя. Его имя означает «яркий», «сверкающий», «сияющий» - но ведь и божество это солнечное. Беленосу приписывались такие функции, как защита, плодородие, исцеление и возрождение после смерти. Болезни он излечивал при помощи вод горячих источников, которые почитались кельтами и являлись центрами культов.
Общими для всех кельтов были женские божества-матроны, культ которых был очень распространен на всей территории, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Эти матроны изображались в виде трех сидящих женских фигур, которые кормят младенцев либо держат в руках рог изобилия, корзины с фруктами – символы богатства, плодородия, насыщения.
Имена матрон связывали с названием территории расселения племени, покровительницами которого они являлись.
Эпона, Epona – богиня, связанная с лошадьми. Ее часто изображали стоящей рядом с лошадью или сидящей на ней. Одета богиня в длинные одежды, иногда и с теми же атрибутами, что и у матрон – рог изобилия, корзина. Встречается несколько богинь, которые были воплощением Эпоны – это Росмерта (Розмерта), предположительно богиня смерти и уничтожения, являющаяся супругой бога Смертиуса (Смертулоса), считающегося богом смерти и плодородия. Иногда воплощением Эпоны считают Нергаллению.
Археологические находки содержат 374 имени кельтских богов, многие из которых являлись просто божествами отдельных племен или местностей. Могло быть и так, что один бог имел несколько имен. Юлий Цезарь провел параллели между шестью римскими богами и теми, которые он «обнаружил» в Галлии:
Римский бог / Кельтский бог
Меркурий Луг
Аполлон Беленус
Марс Таранис(Тевтат)
Юпитер Тевтат(Таранис)
Минерва Бригид
Диспатер Кернуннос
ary-juver.narod.ru/MiMK/Lec4.html
Лекция 4.
Ранние боги
"Из богов они почитают Меркурия превыше всего. Он имеет наибольшее количество
изображений, галлы полагают его изобретателем всех искусств и проводником всех дорог и
путешественников и верят в его власть над торговлей и коммерцией. После, они
поклоняются Аполлону, Марсу, Юпитеру и Минерве. В отношении этих божеств галлы имеют
почти такие же представления, как другие народы: Аполлон уводит прочь болезни, Минерва
учит основам искусства и мастерства, Юпитер управляет небесами и Марс заведует военным
делом"
Юлий Цезарь
читать дальше - Добрый день. Для того чтобы понимать традиции, культуру, мифологию и магию древних кельтов, нам необходимо… - начала лекторским тоном Ари-Ювер, когда ученики заняли свои места. Потом подумала и продолжила – В общем лекция сегодня про богов, а сейчас немного побываем в начале времен…
Ари-Ювер взмахнула волшебной палочкой, и доска, висевшая на стене, начала превращаться в экран, показывающий какой-то пустынный морской берег…
Волны мирно накатывались на камни, образуя пену. Вдруг из этой пены начало формироваться какое-то существо, через несколько мгновений ученики увидели белую, как породившая ее морская пена, кобылу…
- Это Эйоха, - пояснила Ари-Ювер.
…События разворачивались и вот на берегу, на границе земли и моря вырос могучий дуб, на ветвях которого выросла омела. Белые ягоды омелы были подобны слезам моря, и они так понравились Эйохе, что она съела несколько ягод. Ягоды были не простые, и, спустя какое-то время, Эйоха родила сына. Роды были мучительными, от боли кобыла срывала кору с дерева и кидала ее в море. Там, где кора попадала в море, ученики могли увидеть рождение гигантов – духов глубин.
- Первым сыном Эйохи был Кернуннос(Кернунн) или Цернунн (Цернуннос), о нем мы поговорим чуть позже.
От союза Кернунноса и Эйохи начали рождаться другие боги (Мапонос, Таранис, Тевтат и Эпона). Родив богов и немного побыв с ними Эйоха начала грустить, а затем и вовсе вернулась в море, которое ее породило.
- После ухода Эйохи в море, боги начали почитать ее как Богиню Глубин и называть ее Тетра или Тетис.
Богам было скучно – ведь они были одни на земле, и решили они сотворить кого-нибудь живого. Взяв древесину дуба, боги сотворили первых мужчину и женщину. Кернуннос, так же из древесины дуба, создал животных – оленя, гончую, кабана, ворона, зайца и змею. Боги признали Кернунноса повелителем животных, а затем и повелителем леса, так как по его приказу на земле начали расти дубы, превращая пустынное пространство в лес.
Эпона тоже создала себе животных, но только одного вида – кобылу и жеребца, в память о матери – Эйохи.
Тевтат из веток дуба сделал себе лук, стрелы и булаву. А Таранис из веток сотворил себе копье, извергающее гром и молнии. От удара этого копья содрогалась земля, горела трава и звери разбегались в страхе, но бог был доволен.
Мапонос не стал делать себе оружие, но из веток он сделал арфу, в которой струнами был ветер. Когда он играл на арфе в лесах Кернунноса, мелодия сливалась с птичьей трелью и все животные приходили слушать эту прекрасную музыку.
- Боги были счастливы и, к сожалению, этому счастью было кому позавидовать. Гиганты морских глубин решили, что море должно поглотить землю и счастливых богов. Но их ропот услышала Тетра (все помнят, кто это?) и предупредила своих детей-богов. И когда гиганты вышли против них, боги были готовы.
Ученики вновь увидели берег моря, но он был уже не таким спокойным – волны были огромные и с грохотом обрушивались на дуб, где находились в это время боги. В то же время Таранис метнул свое копье, и раскололась земля, и море выплеснулось из берегов. Мапонос обрушил небо на головы гигантов, а Тевтат выпускал стрелы, которые разили врагов беспощадно.
Битва была долгой, но боги одержали победу и отправили гигантов обратно в море. Чтобы гиганты не вернулись снова, Тетра сковала их. Но некоторым удалось сбежать и поселиться на окраине мира.
- Они назвали себя Фоморы и не раз нападали на земли богов, чтобы захватить власть – об их набегах есть множество легенд.
После битвы море вернулось на прежнее место, Мапонос починил небо. Эпона, которой не было рядом с братьями во время битвы, привела из леса двух, спасенных ею от воды и огня, людей – от них потом пошли все племена кельтов.
Из места, где Мапонос расколол небо, а огонь смешался с водами моря, стали появляться новые боги и богини.
- Этими богами были: Беленус и его сестра Дану – они родились из небесного огня, когда он только начал затихать. Когда море почти погасило небесный огонь, родился Лиир. Дети Лиира и дети Дану – это две расы детей богов, которые иногда противостояли друг другу.
Это лишь одна из версий создания мира. Увы, информации о некоторых ранних богах практически не сохранилось, либо сохранились отрывки.
Но, все же, кое-что история нам оставила. Так известно о триаде богов: Езус, Таранис и Тевтат. Интересно то, что их упоминание сохранилось из-за того, что римский поэт I в. Лукан красочно описал, как приносятся жертвы этим богам. Для Езуса жертву вешали на дереве, для Тараниса жертвы сжигались, а для Тевтата жертвы топились в воде.
Так же можно найти информацию о таких богах и богинях, как Эпона, Цернунн (написание имени различное), Суцелл, Нантосвельта, Розмерта и некоторые другие. Рассмотрим их более подробно.
Езус (Эзус, Эсар), Esus, считался гневным богом. Часто изображался бородатым или безбородым, находящимся рядом с деревом. В руках держит что-то наподобие серпа или топора. Иногда его изображали в качестве резчика деревьев. Езуса ассоциировали с быком, на голове и спине которого стояли три журавля. Этого бога считают общегалльским богом войны, хотя этимологически его имя означает «добрый бог», «бог-господин». Езуса так же связывают с плодородием и со сбором урожая, то есть он, по сути, является ипостасью Бога Земных Сил.
Римляне очень часто переиначивали все на свой лад, поэтому можно встретить сравнение Езуса с Диоскуром Полидевком, олицетворяющим бессмертие. Так же иногда его считают тем Меркурием, которого часто упоминает Цезарь.
Таранис, Taranis, бог-«громовержец». Изображался бородатым гигантом, держащим колесо или несколько спиралей. Встречается изображение, где Таранис попирает гиганта со змеевидными нижними конечностями. Скорее всего, являлся богом грома и небесного огня.
Отождествлялся с римским Дитом (Дисом) и Марсом (по другим источникам – с Юпитером).
Тевтат, Teutatus. Считается, что его имя произошло от галльского teuto, touto, что означает «племя». Возможно, что это был бог племенного коллектива, покровителем военной и мирной деятельности. Символом его был кабан. Считался Богом Ясного Неба.
Ассоциировался с Юпитером (по другим источникам – с Марсом, так как обладал военным значением).
Еще одним общегалльским богом являлся Суцелл, Sucellus – «хорошо ударяющий». Изображался в виде человека зрелого возраста, бородатым, одетым в тунику, стянутую поясом, в штаны и сапоги. Туника могла быть усеяна знаками, похожими на астральные символы. Основным атрибутом бога является молот на длинной рукояти или колотушка, которую он обычно держит в левой руке. Другой рукой Суцелл может держать круглую вазу, серп, палицу, сирингу, горшок или кошелек с деньгами.
Иногда изображался с богиней Нантосвельтой. Часто Суцелла на изображениях сопровождала трехголовая, подобная греческому Церберу, собака.
Отождествлялся с римским Сильваном.
Цернунн (Цернуннос), Cernunnos, «Рогатый» бог, которого римляне не смогли отождествить ни с кем, хотя и есть упоминание об отождествлении с Меркурием и Диспатером. Цернунн являлся ипостасью Бога Земных Сил и обладал большим влиянием, чем Езус. Цернунна изображают с рогами оленя на голове, с бородой и с торквесами на шее (ожерелье кельтов). Чаще всего изображается в сидячем положении со скрещенными ногами. В руках держит кольцо или змею с бараньей головой. Иногда такая змея находится рядом с богом, так же рядом находится олень или бык. В руке бог мог держать рог изобилия.
Он олицетворяет силы природы, являясь богом изобилия, лесной стихии, а так же повелителем диких животных.
Цезарь, описывая богов кельтов, на первое место ставил Меркурия, не называя его кельтского имени. Изображался бог молодым юношей, с крылатым шлемом на голове и жезлом в руках. Иногда галльского Меркурия сопровождает ворон, а так же богиня, которой Цезарь дает греческое имя Майя, а в галльской мифологии это Росмерта. Более всего под описание этого «Меркурия» подходит ирландский бог Луг (Lugh) или Лугус (Lugus) в Галлии. Он так же является покровителем (изобретателем) всех искусств. Более того, имя Луга широко распространено было на кельтских землях – в названии городов и областей: в Силезии - Лигниц, в Голландии - Лейден, во Франции - Лион. Галльскому Меркурию был посвящен праздник, отмечавшийся 1 августа – в этот же день в Ирландии праздновали Лугнасад (Lughnasadh), День Луга.
Беленус (Беленос, Белин, Бел), Belinus – галльский Аполлон, обладал функцией врачевателя. Его имя означает «яркий», «сверкающий», «сияющий» - но ведь и божество это солнечное. Беленосу приписывались такие функции, как защита, плодородие, исцеление и возрождение после смерти. Болезни он излечивал при помощи вод горячих источников, которые почитались кельтами и являлись центрами культов.
Общими для всех кельтов были женские божества-матроны, культ которых был очень распространен на всей территории, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Эти матроны изображались в виде трех сидящих женских фигур, которые кормят младенцев либо держат в руках рог изобилия, корзины с фруктами – символы богатства, плодородия, насыщения.
Имена матрон связывали с названием территории расселения племени, покровительницами которого они являлись.
Эпона, Epona – богиня, связанная с лошадьми. Ее часто изображали стоящей рядом с лошадью или сидящей на ней. Одета богиня в длинные одежды, иногда и с теми же атрибутами, что и у матрон – рог изобилия, корзина. Встречается несколько богинь, которые были воплощением Эпоны – это Росмерта (Розмерта), предположительно богиня смерти и уничтожения, являющаяся супругой бога Смертиуса (Смертулоса), считающегося богом смерти и плодородия. Иногда воплощением Эпоны считают Нергаллению.
Археологические находки содержат 374 имени кельтских богов, многие из которых являлись просто божествами отдельных племен или местностей. Могло быть и так, что один бог имел несколько имен. Юлий Цезарь провел параллели между шестью римскими богами и теми, которые он «обнаружил» в Галлии:
Римский бог / Кельтский бог
Меркурий Луг
Аполлон Беленус
Марс Таранис(Тевтат)
Юпитер Тевтат(Таранис)
Минерва Бригид
Диспатер Кернуннос
ary-juver.narod.ru/MiMK/Lec4.html
@темы: Учиться никогда не поздно, но лучше не надо, Чего расскажу (покажу)!, Интересно-то как..., Брюки превращаются...