Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
Увлеченно вкурила творение Дениса Абсентиса (впрочем, с его имечком - скорее, выпила) "Христианство и спорынья" (absentis.org/abs/lsd_01_preface.htm), отдельно рекомендую приложение к оному творению "Европа. Штрихи к портрету" (там же, ниже).
Очень, знаете ли, помогает систематизировать знания о том, в каком "..." плавали наши предки и каким "..." они питались. Мой любимый Иштван Рат-Вег меня на сей счет, само собой, уже давно просветил, но тут информация полнее и "..." забористее.

И еще. Я понимаю, почему все мои близкие люди, хорошо разбирающиеся в истории (в том числе, в истории религии) - либо атеисты, либо агностики либо аутисты. После детских крестовых походов и спорыньи...

Кстати, кто-нибудь в курсе, католическая церковь реабилитирова трехлетних "ведьм"? Покаялась? Или она таки делает вид, что она не она и кошки убитые - не ее?

@темы: Сушите весла - прилетели, Я Вас люблю, чего же больно?, Я только злюсь, Ага, понятно, дом-то сумасшедший, И не на кого мне страну оставить..., А чтой-то Вы сегодня на метле?, Везет же Вам - Вы хоть своею смертью!, Как Вы могли, ведь это одуванчик!, А вот жену здесь расчленять не надо, Я и мир, Чего расскажу (покажу)!, Интересно-то как...

Комментарии
24.02.2012 в 14:30

чухонский болотный божок (с)
Абсентис все же о-очень сильно сгущает краски. На самом деле все было не так страшно :)
24.02.2012 в 14:36

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
Commissar Paul,
если б он краски сгущал (. Но у него вполне авторитетные источники + я читала о том же самом у других авторов.

Да взять моего любимого Бальзака - приверженца бытовой детализации - и тот о неделями не мытых руках пишет.
24.02.2012 в 14:57

чухонский болотный божок (с)
Tate, а можете привести пример из Бальзака? :upset: Я у него как раз наоборот читал о такой тщательной заботе о себе, какая и современным людям не снилась.
Огромное количество гравюр и картин, изборажающих бани, ванные комнаты и т.д., опровергает инфу о массовой немытости :)
24.02.2012 в 15:12

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
Commissar Paul,
пример...гм, поднять всю "Человеческую комедию" сложновато, но для вас )). Сейчас порыскаю.
О, нашла: "Дочь Евы" из "Сцен частной жизни".
Образ Рауля Натана: "Его длинная остроконечная борода не расчесана, не надушена, не разглажена щеткою, как у тех щеголей, которые носят ее веером или эспаньолкой, — он дает ей свободно расти. Волосы, застревающие между воротником фрака и галстуком, пышно ниспадающие на плечи, оставляют жирные пятна на тех местах, которых касаются. Сухие и жилистые руки незнакомы со щеткой для ногтей и лимонным соком; их смуглая кожа, по утверждению некоторых фельетонистов, не слишком часто освежается очистительными водами". lib.rus.ec/b/147123/read
Да, денди мылись чаще ). Но ведь и в Натана народ влюблялся.

Насчет бань и ванн: в Европе бани были, да. Пока их не закрыли, объявив рассадниками разврата. На сотни лет закрыли.
Ванны были. Но мало и у немногих. И принимались водные процедуры весьма редко. Воды народ боялся, зато регулярно обтирался чистой тряпочкой (ссылки не дам, утонула во мраке памяти).
Да что там говорить - у поколения моей бабушки было принято мыться раз в неделю.
24.02.2012 в 15:19

Комментарии излишни
Ну, как всегда, фанатики извратили сущность и назначение религии, что, конечно, печально.
Я когда читала о никонианском расколе, просто диву давалась. И из-за таких мелочей и нововведений в церковных обрядах надо было пролить столько крови? ....
24.02.2012 в 15:24

чухонский болотный божок (с)
Сухие и жилистые руки незнакомы со щеткой для ногтей и лимонным соком; их смуглая кожа, по утверждению некоторых фельетонистов, не слишком часто освежается очистительными водами
А где здесь "немытые неделями руки"? "Не слишком часто", да, но и то "по утверждению некоторых фельетонистов". Герою вменяют в вину, что он не полирует ногти и не отбеливает кожу лимонным соком. То есть, представляете, какие нормы гигиены существовали!

Пока их не закрыли, объявив рассадниками разврата. На сотни лет закрыли.
Возможно, в каких-то особо отмороженных регионах и закрывали, но не везде. Что в Париже бани существовали всегда (причем бани разных видов - турецкие, китайские и т.д.) - это я вам гарантирую, я изучал вопрос. В этих банях людям предлагался широкий спектр процедур, вплоть до удаления волос на теле. И я думаю, Париж не был исключением. А если бани были, значит, кто-то туда ходил, логично?
Да, безусловно, народ тогда не принимал душ каждый день, как это делаем мы. Хотя бы потому, что не было горячей воды из крана :) Небогатые люди мылись раз в неделю, а то и реже. Были отбросы общества, которые не мылись вообще, но так они и сейчас есть. Тогда не было дезодорантов и зубной пасты. Все это, увы, суровая правда. Но Абсентиса все равно стоит делить на 10 :)
24.02.2012 в 15:46

чухонский болотный божок (с)
Ну, собственно, вот: www.ateismy.net/index.php?option=com_content&vi...
И другие статьи на тему на данном ресурсе очень познавательны :)
24.02.2012 в 21:19

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
Commissar Paul,
это я только одну цитату нашла, благо, она в начале книги. Дальше речь идет о том, что люди даже обращают внимание на его - внезапно! любовь-с -чистые руки (не выбеленные, просто чистые).

Согласна, кто-то мылся, кто-то не мылся. Исторические справки вообще грешат расплывчатостью, а Абсентис, судя по всему, еще и Баль :gigi:.
Вопрос даже не в банях или в том, что мыть голову раз в месяц - уже жуть (вне зависимости от экологическоей ситуации). И не все средневековые сеньоры гадили на пол в приемной зале. Но аховое состояние / отсутствие нормальной канализации оспорить сложно. Это после римского-то водопровода.

С другой стороны, возьмем сегодняшние Париж и Нью-Йорк. Некоторые районы...ноу комментс.
24.02.2012 в 21:22

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
Veritas Animus Hound,
да, сама об этом подумала. Вопрос в том, что наличествовал прямо-таки галлюциногенный консерватизьм, помноженный на неверятно низкий уровень серотонина.
24.02.2012 в 21:38

Комментарии излишни
мыть голову раз в месяц - уже жуть
Вот согласна. Вообще, потом от людей пасло во все времена, и химикалии тут ни при чем (хотя, конечно, плохое питание и экология усугубляют проблему). А если верить тому посту, все резко завоняли в эпоху промышленной революции.
Многие эпидемии получили столь широкое распространение именно благодаря антисанитарии, поскольку с экологией в крупных средневековых городах было не ахти.
24.02.2012 в 21:56

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
Veritas Animus Hound,
разумеется. Мы ведь давно в курсе. Просто Абсентис всколыхнул ).
25.02.2012 в 12:14

чухонский болотный божок (с)
Tate, безусловно, современному человеку люди прошлого показались бы не очень чистыми, если бы он вдруг перенесся туда. Но я просто говорю, что не все было так страшно, как пишет Абсентис.
25.02.2012 в 15:39

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
Commissar Paul,
разумеется. Тут проблема еще и в том, что авторы часто экстраполируют один исторический факт (например, умывание-обтирание короля Луи винным спиртом / уксусом) чуть ли не на всю эпоху в целом.
25.02.2012 в 15:41

чухонский болотный божок (с)
Tate, и заодно скромно умалчивают о купаниях Луи в реке :)
25.02.2012 в 15:47

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
Commissar Paul,
хотя те же "Приключения Анжелики" явно почитывал, чует мое сердце! Не проникся, наверное ).
Ведь купание в реке такой же факт, как и уксусные полотенца.
26.02.2012 в 00:20

Кстати, кто-нибудь в курсе

никогда не думала выступить апологетом католиков. впрочем, с дядей Пу тоже сроду не собиралась в чём-либо соглашаться, а вот довелось.

я не совсем в курсе, но, насколько мне известно, Иоанн-Павел II покаялся за все преступления инквизиции вообще.
26.02.2012 в 15:32

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
Елена А.,
да-да, вот и мне что-то такое вспоминалось, но не могла выцепить, что именно. (Марина рядом: "Гугл в помощь, девочки!")
26.02.2012 в 15:39

да, сетевой поиск и Вики)