Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
02.02.2013 в 11:38
Пишет Le Mistigris:хорошо написано
URL записи01.02.2013 в 20:47
Пишет Irit:Интересное
Внутренние люди
URL записиВнутренние люди
Оригинал взят в Внутренние люди.
Помнится, я гневалась по молодости лет на маму, которая имела склонность (имела-имела, чего уж там) к долгим нравоучениям на повышенных тонах. Причем, рост маминого праведного родительского гнева происходил прямо на глазах, по экспоненте, и ясно было, что конца-краю в ближайшие полчаса не видать. Но! Если в этот момент входила соседка, мама мгновенно переключалась и превращалась в Сама Любезность: "да, Султана, конечно, Султана. Ой, что ты, не надо отдавать, Султана" Улыбка, книксен, воздушный поцелуй. А потом за соседкой закрывалась дверь, и мама, вот буквально с той точки, с которой прервалась, опять надевала серьезное лицо, страшные глаза, страдальческий голос и оно неслось дальше. При дальнейшем разборе поведения (у нас была демократия, я считаю, потому что мне, как человеку в 8 лет одолевшему толстый том Макаренко, давалось право голоса), я указывала маме на то, что она "заходится", что это непедагогично и что с детьми так нельзя. На что мама поясняла, что когда она в объятьях гнева - удержу нет. Но я ей не верила, поскольку эпизод с соседкой не шел у меня из головы. "Значит, ради какой-то там Султаны ты себя можешь сдержать, - думала я, - а ради родной любимой дочери вот нееееет..."
Есть такая идея - наша психика не целостна, она множественна. Нет одного целого "Я", есть множество "Я" и "Я" эти - разные. В родительской роли ко мне выходило одно мамино "Я", а вот с соседкой общалось другое.
Не путать с шизофренией. Вообще, наука психология давно догадывается, что "там есть кто-то еще": Самость и архетипы Юнга, Родитель-Взрослый-Ребенок Берна, Я-Оно-Сверх-Я Фрейда, эго-состояния, субличности.
Воображается некий континуум, или даже лента Мебиуса, где на одном отрезке - люди, которые слабо видят и чувствуют в себе разные "Я", с их ролями, состояниями, идеями и мыслями, а где-то на условно противоположном отрезке - те, чьи "Я" настолько разбушевались, что взяли контроль над Самостью. Самость, если объяснять на пальцах, - это то, что остается, если отнять все "Я". Некий ствол, стрежень, на который прочие "Я" нанизываются.
Откуда они берутся? Возникновение очередного "Я" или, иначе говоря, фрагментация - адаптационный механизм психики, помогающий Самости сохраниться. Возникают они там и тогда, когда Самости что-то угрожает. Например, ребенка ведут в детский сад впервые. И он впервые переживает такое: мама говорит ему "я тебя люблю, не плачь, мой хороший", но! - бросает! Уходит! Чтобы осознать факт, что тебя могут любить и бросать одновременно, такому ребенку нужно либо а) сойти с ума б) фрагментироваться. Второе и делают все нормальные люди. Появляется "Я", которому ровно столько лет, сколько ребенку в этот момент и оно берет на себя пережитый ужас, отчаяние, непонимание. И застывает в этом. Самость, базовые "меня любят" и " я - хороший" не пострадали, не подверглись сомнению.
Нередко фрагментации помогают окружающие: "Когда ты хороший, я так тебя люблю" - ага, значит, есть как минимум "я, хороший" и "я, нехороший". Говорят, у условно психически здорового, уравновешенного человека насчитывается от минимум 3 до 15 субличностей, этих "Я". Среди них как правило есть детские, могут быть и такие, которым намного больше, чем самому человеку.
К возрасту самостоятельного выхода в открытый социум внутри среднестатистического гражданина уже "проживает" не одна личность, или, лучше сказать, часть, потому что все эти части - это все равно вы, это никакие не полноценные личности внутри вас. И вы легко поймете о чем я, если например вспомните, что сегодня утром вам не хотелось на работу, но строгим голосом вы сказали себе "Надо!" или "Ну, вставай, миленький" или еще что-то. Не хотело одно "Я", а заставляло его - другое. Или припомните, когда вы в последний раз страшно сердились на кого-то близкого, вот прям до ненависти, и при этом внутри вас кто-то еще удивлялся: но как же так, я же его люблю? Что со мной? С вами - ненавидит одно "Я", вопросы задает - другое. Все эти "сам себя не узнал", "вышел из себя", "хотел и не хотел одновременно", - это оно.
А иные части уж очень напоминают... маму с папой или кого-то одного из них. Причем в именно той части, в которой нам на маму-папу быть похожими не хочется.
Шварц делит все многообразие внутренней жизни на три группы: Менеджеры, Изгнанники, Пожарные. Менеджеры - это те, которые следят, что все это "внутреннее семейство" функционировало. Менеджеры гоняют на работу, заставляют делать уроки, когда не хочется, и призывают к порядку остальные части, когда те уж очень разойдутся. Эти они периодически говорят "надо худеть" или "начинаем новую жизнь". Изгнанники - как правило детские части, или те, которые возникли в момент острой травматизации. Скажем, девочку избили одноклассницы (я беру реальный случай). Унизили, порвали платье, вымазали грязью. Потом она будет вспоминать, что это было "как будто не с ней", даже домой пришла, умылась, делала уроки и не плакала. А поскольку, когда нас бьют, нам нужно выбрать из двух зол: либо мир вообще недобр (это очень-очень страшно, почти невыносимо) или мы заслужили то, что с нами случилось. Дети выбирают, как правило, второе, потому что это дает надежду: если я исправлюсь - мир будет ко мне добр. А память о том, что значит, я заслужила побои, я мерзкая, слабачка, меня не любят - это все фрагментируется. И у взрослой уже женщины на психотерапии "вылезет" девочка 11 лет, которая боится, которая чувствует себя нелюбимой и ненужной, и ! - которую другие части будут держать взаперти, потому что Менеджеры, о, они же знают, что нельзя быть слабой, что нужно делать уроки. Так появляются части - Изгнанники.
Между Менеджерами и Изгнанниками - часто конфликт. Изгнанники хотят быть услышаны, Менеджеры не дают. В момент негативного внешнего воздействия, какая-то из "ноющих", полных боли частей может попытаться выйти наружу. Все мы знаем, что в моменты стресса или плохого самочувствия многие регрессируют, так сказать "превращаются в детей". Если всем остальным внутренним частям кажется, что такой выход - опасность для всех, вся "семья" или "система" этого не выдержит, - то включаются Пожарные. Пожарные тушат пожар, как известно. Любыми средствами. Это части, которые пьют и принимают наркотики. Или проигрывают все в карты. Или у них зависимость от компьютера. Или они начинают беспорядочно менять партнеров, ни к кому не привязываясь. Это они обжираются.
В самых крайних случаях, когда одни части в очень остром конфликте с другими, у человека может быть диагностировано расстройство множественной личности. Части настолько не хотят знать друг друга, что действительно друг друга не знают. Амнестический барьер. Такой человек может обнаруживать, что делал что-то, или был где-то, - и не помнит этого.
Что определяет норму? Норму определяет умение дифференцировать части. Отделять их от Самости, или от себя, если хотите.
А еще - контроль над частями. Умение переключать их согласно требованиям момента. И с этой точки зрения, за мою маму только порадоваться.
Помнится, я гневалась по молодости лет на маму, которая имела склонность (имела-имела, чего уж там) к долгим нравоучениям на повышенных тонах. Причем, рост маминого праведного родительского гнева происходил прямо на глазах, по экспоненте, и ясно было, что конца-краю в ближайшие полчаса не видать. Но! Если в этот момент входила соседка, мама мгновенно переключалась и превращалась в Сама Любезность: "да, Султана, конечно, Султана. Ой, что ты, не надо отдавать, Султана" Улыбка, книксен, воздушный поцелуй. А потом за соседкой закрывалась дверь, и мама, вот буквально с той точки, с которой прервалась, опять надевала серьезное лицо, страшные глаза, страдальческий голос и оно неслось дальше. При дальнейшем разборе поведения (у нас была демократия, я считаю, потому что мне, как человеку в 8 лет одолевшему толстый том Макаренко, давалось право голоса), я указывала маме на то, что она "заходится", что это непедагогично и что с детьми так нельзя. На что мама поясняла, что когда она в объятьях гнева - удержу нет. Но я ей не верила, поскольку эпизод с соседкой не шел у меня из головы. "Значит, ради какой-то там Султаны ты себя можешь сдержать, - думала я, - а ради родной любимой дочери вот нееееет..."
Есть такая идея - наша психика не целостна, она множественна. Нет одного целого "Я", есть множество "Я" и "Я" эти - разные. В родительской роли ко мне выходило одно мамино "Я", а вот с соседкой общалось другое.
Не путать с шизофренией. Вообще, наука психология давно догадывается, что "там есть кто-то еще": Самость и архетипы Юнга, Родитель-Взрослый-Ребенок Берна, Я-Оно-Сверх-Я Фрейда, эго-состояния, субличности.
Воображается некий континуум, или даже лента Мебиуса, где на одном отрезке - люди, которые слабо видят и чувствуют в себе разные "Я", с их ролями, состояниями, идеями и мыслями, а где-то на условно противоположном отрезке - те, чьи "Я" настолько разбушевались, что взяли контроль над Самостью. Самость, если объяснять на пальцах, - это то, что остается, если отнять все "Я". Некий ствол, стрежень, на который прочие "Я" нанизываются.
Откуда они берутся? Возникновение очередного "Я" или, иначе говоря, фрагментация - адаптационный механизм психики, помогающий Самости сохраниться. Возникают они там и тогда, когда Самости что-то угрожает. Например, ребенка ведут в детский сад впервые. И он впервые переживает такое: мама говорит ему "я тебя люблю, не плачь, мой хороший", но! - бросает! Уходит! Чтобы осознать факт, что тебя могут любить и бросать одновременно, такому ребенку нужно либо а) сойти с ума б) фрагментироваться. Второе и делают все нормальные люди. Появляется "Я", которому ровно столько лет, сколько ребенку в этот момент и оно берет на себя пережитый ужас, отчаяние, непонимание. И застывает в этом. Самость, базовые "меня любят" и " я - хороший" не пострадали, не подверглись сомнению.
Нередко фрагментации помогают окружающие: "Когда ты хороший, я так тебя люблю" - ага, значит, есть как минимум "я, хороший" и "я, нехороший". Говорят, у условно психически здорового, уравновешенного человека насчитывается от минимум 3 до 15 субличностей, этих "Я". Среди них как правило есть детские, могут быть и такие, которым намного больше, чем самому человеку.
К возрасту самостоятельного выхода в открытый социум внутри среднестатистического гражданина уже "проживает" не одна личность, или, лучше сказать, часть, потому что все эти части - это все равно вы, это никакие не полноценные личности внутри вас. И вы легко поймете о чем я, если например вспомните, что сегодня утром вам не хотелось на работу, но строгим голосом вы сказали себе "Надо!" или "Ну, вставай, миленький" или еще что-то. Не хотело одно "Я", а заставляло его - другое. Или припомните, когда вы в последний раз страшно сердились на кого-то близкого, вот прям до ненависти, и при этом внутри вас кто-то еще удивлялся: но как же так, я же его люблю? Что со мной? С вами - ненавидит одно "Я", вопросы задает - другое. Все эти "сам себя не узнал", "вышел из себя", "хотел и не хотел одновременно", - это оно.
А иные части уж очень напоминают... маму с папой или кого-то одного из них. Причем в именно той части, в которой нам на маму-папу быть похожими не хочется.
Шварц делит все многообразие внутренней жизни на три группы: Менеджеры, Изгнанники, Пожарные. Менеджеры - это те, которые следят, что все это "внутреннее семейство" функционировало. Менеджеры гоняют на работу, заставляют делать уроки, когда не хочется, и призывают к порядку остальные части, когда те уж очень разойдутся. Эти они периодически говорят "надо худеть" или "начинаем новую жизнь". Изгнанники - как правило детские части, или те, которые возникли в момент острой травматизации. Скажем, девочку избили одноклассницы (я беру реальный случай). Унизили, порвали платье, вымазали грязью. Потом она будет вспоминать, что это было "как будто не с ней", даже домой пришла, умылась, делала уроки и не плакала. А поскольку, когда нас бьют, нам нужно выбрать из двух зол: либо мир вообще недобр (это очень-очень страшно, почти невыносимо) или мы заслужили то, что с нами случилось. Дети выбирают, как правило, второе, потому что это дает надежду: если я исправлюсь - мир будет ко мне добр. А память о том, что значит, я заслужила побои, я мерзкая, слабачка, меня не любят - это все фрагментируется. И у взрослой уже женщины на психотерапии "вылезет" девочка 11 лет, которая боится, которая чувствует себя нелюбимой и ненужной, и ! - которую другие части будут держать взаперти, потому что Менеджеры, о, они же знают, что нельзя быть слабой, что нужно делать уроки. Так появляются части - Изгнанники.
Между Менеджерами и Изгнанниками - часто конфликт. Изгнанники хотят быть услышаны, Менеджеры не дают. В момент негативного внешнего воздействия, какая-то из "ноющих", полных боли частей может попытаться выйти наружу. Все мы знаем, что в моменты стресса или плохого самочувствия многие регрессируют, так сказать "превращаются в детей". Если всем остальным внутренним частям кажется, что такой выход - опасность для всех, вся "семья" или "система" этого не выдержит, - то включаются Пожарные. Пожарные тушат пожар, как известно. Любыми средствами. Это части, которые пьют и принимают наркотики. Или проигрывают все в карты. Или у них зависимость от компьютера. Или они начинают беспорядочно менять партнеров, ни к кому не привязываясь. Это они обжираются.
В самых крайних случаях, когда одни части в очень остром конфликте с другими, у человека может быть диагностировано расстройство множественной личности. Части настолько не хотят знать друг друга, что действительно друг друга не знают. Амнестический барьер. Такой человек может обнаруживать, что делал что-то, или был где-то, - и не помнит этого.
Что определяет норму? Норму определяет умение дифференцировать части. Отделять их от Самости, или от себя, если хотите.
А еще - контроль над частями. Умение переключать их согласно требованиям момента. И с этой точки зрения, за мою маму только порадоваться.
@темы: Цитировать не устаю, Нравится, Чего расскажу (покажу)!