Во все времена и во всех культурах
Любопытная подборка. Рекомендую.
(Публикуется по изданию: Человек и пол / Пер. с англ. Н.А. Кириленко. Спб.: Кайрос, 1998. С. 24—38.)
Человеческая природа, если она не связана нравственными ценностями и нормами, позволяет сексу доминировать как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества. Потребовав, чтобы вся сексуальная жизнь проходила в русле брака, иудаизм тем самым изменил мир. Доминирующая роль в истории, присущая впоследствии западному миру, в значительной степени обусловлена сексуальной революцией, начатой иудаизмом и продолженной христианством.
Эта революция заключалась в том, чтобы загнать «джинна» сексуальности в «сосуд» законного брака. Нам, живущим спустя тысячи лет после того, как иудаизм начал этот процесс, вероятно, трудно себе представить, в какой степени секс может доминировать в жизни. Во всем древнем мире, а во многих странах и до совсем недавнего прошлого, сексуальность пронизывала всю жизнь общества.
Человеческая сексуальность, и в особенности мужская, полиморфна по своей природе, то есть крайне необузданна и беспорядочна (в гораздо большей степени, чем сексуальность животных). Мужчины всегда вступали в сексуальные отношения с женщинами и мужчинами, с маленькими девочками и совсем юными мальчиками, с одним партнером и с несколькими сразу, с членами своей семьи и с домашними животными. Они могут достигнуть оргазма при помощи неодушевленных предметов: кожи, обуви, одежды; совершая друга на друга акты дефекации и мочеиспускания (заинтересованный читатель может посмотреть соответствующие фотографии в американском музее искусства для избранных, где выставляются работы фотографа-гомосексуалиста Роберта Мапплторпа); переодеваясь в женские одежды; наблюдая, как пытают другое человеческое существо; лаская детей обоего пола; слушая женский голос (например «телефонный секс») и, конечно, рассматривая изображения обнаженного тела или его частей. Существует невообразимое количество вещей, с помощью которых некоторые мужчины могут достигнуть оргазма.
Безусловно, далеко не все вышеперечисленное одобрялось обществом: едва ли общество поощряло инцест и соблазнение чужой жены. Но к очень многим способам, которыми мужчины удовлетворяли свою сексуальность, общество относилось спокойно. Разнообразие этих способов демонстрирует, к чему может привести не нашедший выхода или, по терминологии Фрейда, «несублимированный» половой импульс.
читать дальшеДесексуализация Бога и религии
Среди последствий, к которым приводит ничем не сдерживаемая или не нашедшая выхода сексуальная энергия, нужно назвать сексуализацию всего и вся. Если сексуальный импульс не обуздать должным образом (именно обуздать, а не подавить (!), ибо подавление ведет к саморазрушению организма), то высокая религия развиться не может. Таким образом, первое, что сделал иудаизм, стало лишение Бога половых признаков: «Вначале сотворил Бог небо и землю». Он совершил это по своей собственной воле, а не в рамках какого бы то ни было сексуального поведения. Такой поворот ознаменовал радикальную ломку всех религиозных представлений и положил начало изменению хода всей человеческой истории. В сказаниях Ближнего Востока вавилонская богиня Иштар соблазнила мужчину, вавилонского героя Гильгамеша. В египетской религии бог Озирис вступил в сексуальные отношения со своей сестрой — богиней Изидой, и она зачала бога Гора. Верховный бог Ханаана Эл вступал в интимные отношения с богиней Ашерой. Индуистское божество Кришна отличался высокой сексуальной активностью: у него было множество жен, и он преследовал Радху; бог Самба, сын Кришны, соблазнял смертных мужчин и женщин. В греческой мифологии Зевс, супруг Геры преследовал других женщин, похитил красивого юношу Ганимеда и периодически мастурбировал; Посейдон женился на Амфитрите, однако не обошел своим вниманием Деметру и похитил Тантала. Римские боги вступали в половые отношения и с мужчинами, и с женщинами.
Видя сексуальную активность языческих богов, не приходится удивляться тому, что и религии изобилуют описаниями различных форм сексуального поведения.
- По существовавшей в древности на Ближнем Востоке традиции, священники дефлорировали девушек перед тем, как они вступят в интимные отношения со своими мужьями, а храмовая или ритуальная проституция была очень распространенным явлением. Психиатр Норман Сасмэн, занимающийся историей сексуальных отношений, описывает эту ситуацию так: «Мужчины и женщины занимаются проституцией с относительно постоянными или временными партнерами, совершая гетеросексуальные, гомосексуальные и орально-генитальные половые акты, занимаясь скотоложством и отдавая свой гонорар в пользу храма». [Norman Sussmann, «Sex and Sexuality in History», in The Sexual Experience, edited by Sadock, Kaplan and Freedman, Williams and Wilkins, 1976, p. 9].
— На всем Ближнем Востоке с самых давних времен одним из элементов поклонения богине был анальный половой акт [David E. Greenberg, The Construction of Homosexuality, University of Chicago, 1988, p. 99].
— В Древнем Египте, Месопотамии и Ханаане был традиционным ежегодный церемониальный половой акт между верховным правителем и верховной жрицей.
— Женщины-проститутки совершали половые акты с паломниками в святилищах и храмах Месопотамии, Финикии, Кипра, Коринфа, Сицилии, Египта, Ливии, Западной Африки, древней и современной Индии.
— В Древнем Израиле тоже были неоднократные попытки вновь ввести храмовую проституцию, что привело к длительной борьбе против культового секса. Библия говорит, что иудейский царь Аса «изгнал блудников из земли» [3-я Цар. 15:12], то есть ликвидировал qdeshim [мужскую храмовую проституцию], а его наследник Иосафат «и остатки блудников, которые остались во дни отца его Асы ... истребил с земли» [3-я Цар. 22:46]; позднее царь Иосия в ходе своих религиозных реформ «разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем» [2-я Цар. 23:7].
— Вплоть до нынешнего столетия некоторые индуистские культы Индии требовали совершения половых актов между жрецами и монахинями, а женщины обязаны были вступать в интимные отношения с браминами, представляющими Бога на земле. Только в 1948 году, когда Индия получила независимость, храмовая проституция, и мужская и женская, существовавшая во многих индуистских храмах, была объявлена вне закона [См. Greenberg, pp. 92—93, 95, 99. Он перечисляет свыше 25 источников].
— В XIV веке китайцы узнали о гомосексуальных тибетских религиозных ритуалах, совершавшихся при дворе монгольского императора [Walther Heissig, A Lost Civilisation: The Mongols Rediscovered, Basic, 1966, p. 52-53].
— Вплоть до нашего века в Шри Ланка культ богини Паттини предполагает, чтобы ее служители переодевались женщинами и символически кастрировали супруга богини [См. Ganamath Obeyesekere, The Cult of The Goddess Pattini, University of Chicago, 1984. В книге помещены сделанные автором фотографии жреца, переодетого женщиной].
Иудаизм взял всю сексуальную активность под контроль, и она перестала играть доминирующую роль в религии и общественной жизни. <…>.
Повсеместное распространение гомосексуализма
Революционная природа запрета, который иудаизм наложил на все формы внебрачной половой жизни, ни в чем не оказала большего влияния на основные взгляды человечества, как отношении того, что касается гомосексуальности. Действительно, каковы бы ни были намерения и цели иудаизма, но именно он изобрел само понятие — гомосексуализм, так как в Древнем мире не существовало разделения сексуального ведения на гетеросексуальное и гомосексуальное. Это разделение сформулировала Библия. До появления Библии мир расссматривал сексуальность только относительно различия в поведении активного и пассивного партнера.
Как недавно писала Марта Нуссбаум, профессор философии Брауновского университета, древних интересовали половые предпочтения друг друга не больше, чем современные люди интересуются пищевыми предпочтениями: «Древние категории сексуальных переживаний существенно отличались от наших собственных. ... Центральным в сексуальном опыте было различие между активной и пассивной ролями. Пол объекта... сам по себе не представлял никакой нравственной проблемы (курсив наш) [Martha Nussbaum, «The Bondage and Freedom of Eros», Times Literary Supplement (London), June 1—7, 1990]. Мальчиков и женщин довольно часто рассматривали как объекты, способные заменять друг друга в деле удовлетворения желания [мужчины]. Общественное значение имело то, активную или пассивную роль играет человек в половом акте, который изначально рассматривался не как взаимодействие, а как воздействие...»
Иудаизм все это радикально изменил. Он сделал пол объекта серьезной нравственной проблемой; он объявил, что в сексуальном плане мужчина не может заменить женщину, а женщина — мужчину; и именно благодаря этим нововведениям секс, фактически, стал восприниматься как взаимодействие и не как воздействие.
Оценить степень революционности действий иудаизма, наложившего запрет на гомосексуализм и потребовавшего, чтобы все половые контакты имели место только между мужчиной и женщиной, можно только в том случае, если сначала понять, насколько широко был распространен гомосексуализм, как высоко он ценился и как глубоко признавался всеми. [Вообще говоря, когда мужчины вступают в половые контакты исключительно с мужчинами и никогда с женщинами, то только такой гомосексуализм рассматривался как отклонение от нормы, но не обязательно считался безнравственным. — Примеч. авт.].
Исключениями в этом отношении были сначала иудейская цивилизация, а тысячи лет спустя — христианская. [Позднее ислам, вторая дочерняя религия иудаизма, тоже восстал против гомосексуализма. Но гомосексуализм является настолько широко распространенной и неосуждаемой чертой мусульманской жизни (см. раздел «Арабы и мусульмане»), что трудно ставить мусульманскую цивилизацию наравне с иудаизмом и христианством в вопросе отношения к гомосексуализму. — Примеч. авт.]. Кроме иудейской «ни одна из архаических цивилизаций мира не знала запретов на гомосексуализм» [См. Greenberg, p. 124. Гринберг добавляет: «За исключением, вероятно, египтян», — но свидетельства, которые он приводит в своей книге (некоторые из них были процитированы здесь), полностью отрицают возможность других исключений]. Только иудаизм примерно 3000 лет назад заявил, что гомосексуальность неправедна. Причем об этом было сказано совершенно недвусмысленно: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною, это мерзость» [Лев. 18:22]. «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость...» [Лев. 20:13].
Исторически отклонением от нормы была не гомосексуальность, а сексуальные ценности иудаизма.
Я приведу несколько примеров из всемирной истории, чтобы пояснить это положение, ибо иначе в высказанное утверждение трудно поверить.
Там, где нет дополнительных указаний, примеры взяты из фундаментального труда профессора социологии Нью-Йоркского университета Дэвида Е. Гринберга «Структура гомосексуализма», опубликованного в 1988 году Чикагским университетом. Это наиболее методичная работа по проблеме гомосексуальности из всех, когда-либо написанных. Каждый из примеров, приведенных в этой работе, подтвержден десятками источников.
ДОКОЛУМБОВА АМЕРИКА
Северная Америка
Испанские и французские исследователи и миссионеры, побывавшие в Новом Свете, обратили внимание на распространенность среди индейцев трансвестизма (когда мужчины переодеваются женщинами) и гомосексуализма. Отец Шарльвуа, иезуитский монах, писал в 1776 году, что он обнаружил у ирокезов «...излишнюю изнеженность и похотливость. Некоторые мужчины не стыдятся носить женское платье и заниматься женскими делами, что приводит к извращениям, которые трудно себе представить. В качестве оправдания этого обычая они ссылаются на свою религию. Эти женоподобные мужчины никогда не женятся и утешают себя самыми постыдными страстями» [Цит. по кн.: Greenberg, р. 40-41].
Центральная Америка
Среди индейцев племени майя широко распространен мужской гомосексуализм: «В Южной Мексике и среди индейцев Гватемалы в тесных дружеских отношениях между молодыми женатыми мужчинами, а также между холостяками присутствует сильный гомосексуальный компонент» [См. J. Е. S. Thompson, The Rise and Fall of Mayan Civililzation, University oi Oklahoma, 1966].
Среди ацтеков «...педерастия была почти повсеместной, дети в нее вовлекались с шести лет. Кортес также столкнулся с широким распространением педерастии среди ацтеков и убеждал их отказаться от нее наряду с человеческими жертвами и каннибализмом. Один из ацтекских богов, Хочипили, покровительствовал мужскому гомосексуализму и мужской проституции».
Древний Восток
В Месопотамии у автора известного кодекса законов царя Хаммурапи тоже были любовники-мужчины [W. L. Moran, «New Evidence from Mari on the History of Prophecy», Biblica 50: 15 — 56. Цит. по: Greenberg, p. 126].
Египетская культура полагала «благоприятным гомосексуальный половой акт с божеством». Анальный половой акт, совершенный с божеством, был для мужчины признаком победы над своим страхом перед этим божеством. В одном тексте, найденном в египетской гробнице, читаем: «У Атума [божества] больше нет власти надо мной, потому что я вставил ему между ягодиц» [Terence J. Deakin, «Evidence for Homosexuality in Ancient Egypt», International Journal of Greek Love 1:31 — 38. Цит. по: Greenberg, p. 130]. В другом тексте покойный дает обет: «Я ради себя проглочу фаллос бога Ра» [Raymond O. Faulkner, The Ancient Egyptian Coffin Texts, Aris and Philips, 1973, 2.162. Цит. по: Greenberg, p. 129].
ГРЕЦИЯ
Гомосексуальность была не только бросающимся в глаза элементом жизни Древней Греции, но и всячески превозносилась. Для мужчины считалось почетным и похвальным, если ему удавалось соблазнить юношу. Все, кто мог себе позволить тратить средства и время на соблазнение мальчиков, обязательно делали это. Бесчисленные греческие вазы украшены изображениями половых контактов между мужчинами и мальчиками (педерастия) [cм. иллюстрации в кн.: K. J. Dover, Greek Homosexuality, Harvard, 1978, 1989].
«Интимная близость между мужчинами была широко распространена в древнегреческом мире. ...Бисексуальность признавалась и практиковалась всеми знатными гражданами. Считалось, что у мужчины должно быть большое потомство, что он должен возглавлять семью и наслаждаться объятиями любовника. ...Мужское гомосексуальное поведение обычно предполагало анальный половой акт с мальчиком» [Sussman, p. 15].
«Взаимозаменяемость мальчиков и женщин повсюду принималась как нечто само собой разумеющееся». Но культура относилась к мальчикам с большим уважением: «Афиняне, например, отметили, что Александр Великий абсолютно равнодушен к женщинам, но пылает страстью к юношам». В пьесе Эврипида «Циклоп» главный герой заявляет: «Я предпочитаю мальчиков девочкам». Платон никогда не был женат. Философ Бион (III век до Р.X.) выступал против брака и ограничивался вниманием к своим ученикам-мальчикам. Философ-стоик Зенон также был известен своим исключительным интересом к мальчикам. А Платон в своем «Пире» говорит о том, что вполне допустимо ухаживать за юношей и о том, насколько восхитительно одержать над ним победу.
Гринберг пишет: «Греки полагали, что выбор одного полового партнера не исключает возможности выбора другого, что люди в равной степени способны эротически откликаться на красоту представителей обоего пола. Часто они именно так и делали».
«В Спарте также были узаконены гомосексуальные отношения между взрослыми мужчинами и мальчиками-подростками». Гомосексуализм в Спарте «был широко распространен среди граждан-мужчин».
Греческие философские системы
Эпикурейство
«В рамках эпикурейской философии... не было различия между гомосексуальными и гетеросексуальными половыми партнерами».
Стоицизм
Стоики считали половую функцию организма нравственно индифферентной так же, как и остальные его функции; из этого следовало, что любовь мужчин или женщин следует рассматривать с точки зрения целесообразности.
Кинизм
Основатель кинизма Антисфен, ученик Сократа, считал гомосексуальные отношения вполне допустимыми, лишь бы партнер был достойным. Таких же взглядов придерживался и его ученик Диоген (412—323 гг. до Р.Х.).
РИМ
В Риме гомосексуализм был настолько заурядным явлением, что Эдвард Гиббон в своей «Истории заката и упадка Римской империи» писал: «Из пятнадцати первых императоров только Клавдию было присуще без исключений верное понимание любви» (то есь не гомосексуальное) [Edward Gibbon, History of the Decline and Fall of the Roman Empire. Vol. 1, London, 1898, p. 313, примеч. 40. Цит. по: Boswell, p. 61].
По мнению Сасмэна, в отличие от осознанных и искусных стараний греков, направленных на восславление и идеализацию гомосексуализма, римляне просто принимали его как данность, как неотъемлемую часть сексуальной жизни человека. Другим видом сексуальной активности была педерастия. Очень многие прославленные римские мужи были бисексуалами, если не гомосексуалистами. Юлия Цезаря современники называли «мужиком для каждой бабы» и «бабой для каждого мужика» [Sussman, p. 19].
Греческий историк Полибий, посетивший Рим во II веке до Р.X., писал, что у большинства молодых мужчин есть любовники [John Boswell, Christianity, Social Tolerance, and Homosexuality, Chicago, 1980, p, 64-65]. Гринберг по этому поводу замечает: «Многие ведущие представители литературной жизни Рима — Катулл, Тибулл, Вергилий и Гораций — писали стихи гомосексуальной направленности». К тому же «мужская проституция процветала по всей Италии».
Император Траян был известен своей любовью к мальчикам; его наследник Адриан заказал скульптурный портрет своего любовника; а Коммод «держал маленького мальчика, на котором не было ничего, кроме драгоценностей, и иногда спал с ним» [Herodian of Antioch, History of the Roman Empire from the Deatch of Marcm Aurelius to the Accession of Gordion III, University of California, 1961, pp. 40—41 Цит. по: Greenberg, p. 207]. Татиан, христианин, живший в Риме во II веке, писал, что римляне «считают педерастию особенно изысканной формой сексуального поведения и стараются окружить себя сонмом мальчиков-приживалов» [Robin Lane Fox, Pagans and Christians. Knopt, 1987, p. 342].
ДРУГИЕ АРХАИЧЕСКИЕ И ФЕОДАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА
Карфаген
Как свидетельствует живший в V веке священник Сальвиан, карфагеняне «упивались педерастией».
Кельты
«По словам Аристотеля, кельты с уважением относились к гомосексуализму» [Политика 2.9.7; Greenberg, p. 111]. А писавший в V веке до Р.X. Диодор Сицилийский указывает: «Мужчины гораздо более страстно желают представителей своего собственного пола; они ложатся на звериные шкуры и предаются сладострастию с любовниками, расположившимися по обе стороны. Самое удивительное то, что у этих людей нет ни малейшего понятия о своем личном достоинстве или самоуважении; они предлагают себя другим мужчинам без каких бы то ни было угрызений совести. И никто не видит в этом ничего позорного или презренного...» [Цит. по: Gerhard Herm, The Celts, St. Martin's, 1977, p. 58].
Галлы
«В перечне национальных черт педерастия была указана как отличительная особенность галлов» [Robert Lane Fox, Pagans and Christians. Knopf, 1987, p. 342].
Скандинавия
«Культ трансвестизма сохранялся в Скандинавии в течение многих столетий... Христианский историк Адам, живший в XI веке в Бремене, говорит о том, что ритуальные человеческие жертвы в Упсале приносились каждые девять лет и во время жертвоприношения звучали непристойные песнопения». Эти «непристойные песнопения», как пишет датский историк XII века, сопровождались «женоподобными телодвижениями» и другими признаками культового гомосексуализма.
Англия
«Народ Англии, — писал святой Бонифаций в 744 году, — ведет позорную жизнь, игнорирует законный брак, предается прелюбодеяниям и сладострастию подобно народу Содома» [Peter Coleman, Christian Attiudes to Homosexuality, 1980, SPCK (London], p. 131. Цит. по: Greenberg, p. 250]. По словам Гринберга, так было потому, что «не существовало никаких предубеждений против него [гомосексуализма]».
АЗИЯ
Китай
У нас в распоряжении нет таких обширных исследований по древнему Китаю, как по древнему Востоку, Греции и Риму. Но то, что мы знаем о Китае, позволяет сделать вывод о широком распространении и повсеместном признании гомосексуализма и там тоже. Как пишет Роберт X. ван Гулик в своей ставшей классикой книге «Сексуальная жизнь в Древнем Китае», в течение последних столетий прошлой эры и в первом столетии нынешней мужской гомосексуализм пользовался в Китае большой популярностью. Первые три императора династии Хань, например, держали при себе «напудренных и нарумяненных мальчиков».
Историк секса Арно Карлен говорит, что «двое арабов, путешествовавших по Индии и Китаю в IX веке, упоминают в своих заметках о том, что китайцы предавались педерастии и даже занимались ею в своих святилищах» [Arno Karlen. Sexuality and Homosexuality, 1971, Norton, p. 229].
В период пяти династий, 907 — 960 годы, половые отношения между мальчиками и мужчинами были общепризнанной нормой.
Шесть столетий спустя, «когда иезуит Маттео Риччи посетил Пекин в 1583 году и затем в 1609 — 1610 годах, он столкнулся с тем, что мужская проституция была абсолютно законной и практиковалась открыто. ...К ужасу иезуита, он не встретил никого, кто бы видел в ней что-либо дурное. И через несколько сот лет европейские путешественники отмечали в своих записках, что в Китае никто не стыдится гомосексуализма. Правительственные чиновники открыто появлялись в обществе с четырнадцати- и восемнадцатилетними мальчиками, носившими за ними трубки, а мужские публичные дома действовали и в Гуанчжоу, и в других городах».
В 1806 году увидела свет книга «Путешествия по Китаю», написанная сэром Джоном Барроу, секретарем британского посольства в Китае, основавшим впоследствии Королевское географическое общество. В записках Барроу можно найти сведения, тождественные сведениям Риччи: «Многие высшие государственые чиновники, не колеблясь, публично признаются в этом [гомосексуализме]. Каждого из этих чиновников постоянно сопровождает хорошо одетый трубконосец — приятной наружности юноша четырнадцати-восемнадцати лет» [Sir John Barrow, Travels in China, T. Cadell & W. Davies (London), 1804. Цит. по: Karlen, p. 229].
В XIX веке, по словам побывавшего в Китае французского врача, мужские бордели принимали мальчиков в возрасте четырех лет и обучали их проституции. «Мальчиков подвергали депиляции [удаление волос], дилатации [расширению] ануса и специальному массажу, способствовавшему увеличению ягодиц... Они были женственны и всегда роскошно одеты» [Karlen, p. 230].
Сэр Ричард Бертон вкратце описал китайцев словами: «Распространение скотоложства, которым они занимаются с утками, козами и другими животными, можно сравнить только с распространением педерастии». Он назвал китайцев «избранниками разврата» [Sir Richard Burton, The Erotic Traveler, 1967, Norton. Цит. по: Karlen, p. 230].
Необходимо также помнить о том, что одной из причин широкого распространения и абсолютного принятия гомосексуализма в Китае (и Японии) являлся буддизм. «Китайский буддизм считал гомосексуализм очень незначительным грехом...» [Wolfram Eberhardt, Guilt and Sin in Traditional China, 1967, University of California, pp. 29—32. Цит. по: Greenberg, p. 261, note 101].
Япония
«В феодальную эпоху среди военной аристократии процветал гомосексуализм. Воин-самурай отправлялся на войну в сопровождении своего юного любимца, выполнявшего также роль сексуального партнера. ...Письменные источники изображают эти взаимоотношения в духе высокой романтики, покоящимися на неумирающей верности. Иногда самураи даже дрались на дуэли, защищая честь своих любовников».
Как было указано выше, буддизм практически не ставил никаких препятствий мужскому гомосексуализму. «Японский буддизм, казалось, вообще игнорировал гомосексуализм... Буддийским монахам не разрешалось вступать в половые отношения с женщинами; а поскольку на сексуального партнера-мужчину этот запрет не распространялся, у многих монахов были любовники-юноши, и эта практика считалась вполне допустимой. Иезуитский миссионер Франциск Ксавье описал состояние шока, в которое его привело абсолютное равнодушие населения к откровенному гомосексуализму буддийских священников. Иезуит побывал в Японии в 1549 году. В кодексе законов того времени гомосексуализм даже не упоминается». В тридцатые годы XVII века эмиссары голландской Ост-Индской компании писали, что «все священники выказывают сильную привязанность к неестественным страстям» [Arno Karlen, op. tit, p. 231].
Таиланд
В Сиаме XVII столетия «педерастия была распространена широко, если не повсеместно» [George Ryley Scott, A History of Prostitution from Antiquity to the Present Day, Torchstream (London). Цит. по: Greenberg, p. 161, сноска 210].
Индокитай
«Во Французском Индокитае у взрослых мужчин, даже если они женаты, обычно бывают любовники-мальчики» [Armand Corre, L'ethnographie criminelle, С Reinwald (Paris), 1894. Цит. по: Greenberg, p. 161, сноска 210].
АРАБЫ И МУСУЛЬМАНЕ
Арабы
Что касается арабско-мусульманского мира, то «...в арабских странах мужской гомосексуализм фактически одобряется вплоть до наших дней». Немецкий историк X века писал о христианах, которые отказывались подчиниться сексуальным требованиям арабов, предпочитая их удовлетворению мученичество. [Michael Goodich, The Unmentionable Vice: Homosexuality in the Late Medieval Period, 1979, ABC-Clio, p. 3].
Один из величайших в мире знатоков ислама Маршалл Дж. С. Ходжсон говорит: «Сексуальные взаимоотношения между взрослым мужчиной и находящимся у него в подчинении юношей всегда одобрялись в высших кругах, поэтому не было никакой нужды скрывать или как-то маскировать их» [Marshall G. S. Hodgson, The Venture of Islam, Chicago, 1974, Vol. 2, p. 146].
«Среди говорящих по-арабски горцев Северного Марокко широко распространено убеждение, что мальчик не сможет постичь Коран, если книжник не совершит с ним половой акт. И ученик торговца научится торговать только после того, как вступит в сношение с хозяином» [Edvard Westermarck, Ritual and Belief in Morocco, Vol. 1, Macmillan (London), 1926, p. 148. Цит. по: Greenberg, p. 27]. «Педерастия представляет собой в Марокко ... “сложившуюся традицию”, и в городах всегда есть мальчики для этого. Еще в 1952 году... студенты Исламского университета публично вступали в гомосексуальные отношения».
«В Алжире XIX века улицы и общественные места буквально кишели мальчиками замечательной красоты, которые нередко пользовались у богатых мореплавателей успехом даже большим, чем женщины».
«В Сиве, одном из городов, расположенных в оазисе Ливийской пустыни, (в XIX веке) педерастия была распространена настолько широко, что родители торговали своими собственными сыновьями».
«Психиатрическое обследование (по отчетам 1971 года), проведенное в Ираке, выявило широкое распространение гомосексуализма и среди мужчин, и среди женщин».
Мусульмане неарабского происхождения
В мусульманских неарабских странах, по заключению Гринберга, ситуация была несколько иной.
«Уже с XVI века западные путешественники отмечают извращенность педерастии в Турции. Мальчиков хватали прямо на улице, продавали в личное пользование богачам, помещали в публичные дома или перепродавали; спрос на мальчиков был так высок, что поражал всех наблюдателей».
Мамлюки, правившие Египтом с 1249 года, «были известны своей склонностью к педерастии с юношами немусульманского происхождения, проданными им в рабство» [«The Mamlukes» in Stephen O. Murray (ed.), Cultural Diversity anil Homosexualities, 1987, Irvington, pp. 213—219. Цит. по: Greenberg, pp. 179-180 и 268, сноска 137].
В северо-западном Пакистане мужчины «считают, что больше всего удовольствия доставляет анальный половой акт с бедах (пассивным партнером-мужчиной)».
Джон Фрайер, путешествовавший в Персию в XVII веке, видел, что «персы, когда они сбрасывают с себя личину благопристойности... домогаются мальчиков так же, как и женщин» [Ibid. Цит. по: Greenberg, p. 180]. Другой путешественник, Джон Шарден, побывавший в Персии в том же веке, писал, что видел в Персии «много мужских публичных домов, но нигде не видел женских», а «большинство шедевров персидской любовной лирики адресовано мальчикам». В 1985 году Пол Кован в своем репортаже рассказал об иранском студенте, который одевался на западный манер и смеялся над демонстрациями Хомейни, за что и был изнасилован группой подростков, хранящих верность аятолле Хомейни [Paul Cowan, «Pilgrim's Progress». Village Voise, March 5, 1985, pp. 20—22].
В конце XIX века сэр Ричард Бертон нашел, что Афганистан — страна, «пресыщенная персидскими пороками». Он встречал афганских торговцев, неизменно путешествовавших в сопровождении множества мальчиков и юношей в почти женских одеждах, с насурьмленными глазами и нарумяненными щеками, длинными волосами и выкрашенными хной ногтями на пальцах рук и ног, ехавших в роскошных каявах или панье, установленных на спинах верблюдов. Их называли «куч-и сафари», то есть «походными женами» [Sir Richard Burton, «Terminal Essay», in The Book of the Thousands Nights ani Night, Vol. 10, Burton Club, 1886, pp. 235-236. Цит. по: Greenberg, p. 180]. Луи Дюпре, вероятно, ведущий на Западе специалист по Афганистану, писал в 1973 году в своей книге, что мужской гомосексуализм в Афганистане по-прежнему широко распространен [Louis Dupree, Afghanistan, Princeton University, 1973, p. 198].
Среди моголов (мусульман, правивших Индией), по словам голландского путешественника, повсюду «широко практиковался не только мужской гомосексуализм, но и половые акты c различными животными, в частности, с овцами» [Johan Stavorinus, Voyages to the East Indies, G. G. Robinson (London), 1798, pp. 445- 457. Цит. по: Greenberg, p. 180].
Заключение
Дэвид Гринберг резюмирует свои выводы о повсеместном распространении гомосексуализма такими словами: «Мужской гомосексуализм, лишь за очень немногими исключениями, нигде не считался бесчестием и не преследовался, если только он не противоречил нормам поведения, обусловленным полом, относительным возрастом и социальным статусом партнеров. ...В этой общей картине одобрения, кажется, главное исключение появилось при двух обстоятельствах».
И оба эти обстоятельства были связаны с иудаизмом.
Подготовил к публикации (с незначительными сокращениями) Егор М. (modus2001@hotbox.ru).
"Иудейская сексуальная революция" Или все со всеми )
Во все времена и во всех культурах
Любопытная подборка. Рекомендую.
(Публикуется по изданию: Человек и пол / Пер. с англ. Н.А. Кириленко. Спб.: Кайрос, 1998. С. 24—38.)
Человеческая природа, если она не связана нравственными ценностями и нормами, позволяет сексу доминировать как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества. Потребовав, чтобы вся сексуальная жизнь проходила в русле брака, иудаизм тем самым изменил мир. Доминирующая роль в истории, присущая впоследствии западному миру, в значительной степени обусловлена сексуальной революцией, начатой иудаизмом и продолженной христианством.
Эта революция заключалась в том, чтобы загнать «джинна» сексуальности в «сосуд» законного брака. Нам, живущим спустя тысячи лет после того, как иудаизм начал этот процесс, вероятно, трудно себе представить, в какой степени секс может доминировать в жизни. Во всем древнем мире, а во многих странах и до совсем недавнего прошлого, сексуальность пронизывала всю жизнь общества.
Человеческая сексуальность, и в особенности мужская, полиморфна по своей природе, то есть крайне необузданна и беспорядочна (в гораздо большей степени, чем сексуальность животных). Мужчины всегда вступали в сексуальные отношения с женщинами и мужчинами, с маленькими девочками и совсем юными мальчиками, с одним партнером и с несколькими сразу, с членами своей семьи и с домашними животными. Они могут достигнуть оргазма при помощи неодушевленных предметов: кожи, обуви, одежды; совершая друга на друга акты дефекации и мочеиспускания (заинтересованный читатель может посмотреть соответствующие фотографии в американском музее искусства для избранных, где выставляются работы фотографа-гомосексуалиста Роберта Мапплторпа); переодеваясь в женские одежды; наблюдая, как пытают другое человеческое существо; лаская детей обоего пола; слушая женский голос (например «телефонный секс») и, конечно, рассматривая изображения обнаженного тела или его частей. Существует невообразимое количество вещей, с помощью которых некоторые мужчины могут достигнуть оргазма.
Безусловно, далеко не все вышеперечисленное одобрялось обществом: едва ли общество поощряло инцест и соблазнение чужой жены. Но к очень многим способам, которыми мужчины удовлетворяли свою сексуальность, общество относилось спокойно. Разнообразие этих способов демонстрирует, к чему может привести не нашедший выхода или, по терминологии Фрейда, «несублимированный» половой импульс.
читать дальше
Любопытная подборка. Рекомендую.
(Публикуется по изданию: Человек и пол / Пер. с англ. Н.А. Кириленко. Спб.: Кайрос, 1998. С. 24—38.)
Человеческая природа, если она не связана нравственными ценностями и нормами, позволяет сексу доминировать как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества. Потребовав, чтобы вся сексуальная жизнь проходила в русле брака, иудаизм тем самым изменил мир. Доминирующая роль в истории, присущая впоследствии западному миру, в значительной степени обусловлена сексуальной революцией, начатой иудаизмом и продолженной христианством.
Эта революция заключалась в том, чтобы загнать «джинна» сексуальности в «сосуд» законного брака. Нам, живущим спустя тысячи лет после того, как иудаизм начал этот процесс, вероятно, трудно себе представить, в какой степени секс может доминировать в жизни. Во всем древнем мире, а во многих странах и до совсем недавнего прошлого, сексуальность пронизывала всю жизнь общества.
Человеческая сексуальность, и в особенности мужская, полиморфна по своей природе, то есть крайне необузданна и беспорядочна (в гораздо большей степени, чем сексуальность животных). Мужчины всегда вступали в сексуальные отношения с женщинами и мужчинами, с маленькими девочками и совсем юными мальчиками, с одним партнером и с несколькими сразу, с членами своей семьи и с домашними животными. Они могут достигнуть оргазма при помощи неодушевленных предметов: кожи, обуви, одежды; совершая друга на друга акты дефекации и мочеиспускания (заинтересованный читатель может посмотреть соответствующие фотографии в американском музее искусства для избранных, где выставляются работы фотографа-гомосексуалиста Роберта Мапплторпа); переодеваясь в женские одежды; наблюдая, как пытают другое человеческое существо; лаская детей обоего пола; слушая женский голос (например «телефонный секс») и, конечно, рассматривая изображения обнаженного тела или его частей. Существует невообразимое количество вещей, с помощью которых некоторые мужчины могут достигнуть оргазма.
Безусловно, далеко не все вышеперечисленное одобрялось обществом: едва ли общество поощряло инцест и соблазнение чужой жены. Но к очень многим способам, которыми мужчины удовлетворяли свою сексуальность, общество относилось спокойно. Разнообразие этих способов демонстрирует, к чему может привести не нашедший выхода или, по терминологии Фрейда, «несублимированный» половой импульс.
читать дальше