Центральным символом стал Синий цветок, который графически изображался в виде василька. Со времен Новалиса (Фридрих фон Гарденберг, 1772-1801), который первым ввел в обращение этот символ в своем романе «Генрих фон Офтердинген» (1801), василек служит аллегорией страстного желания, стремления к недостижимому, тоски по несбыточному.
Для Новалиса Синий цветок – символ мифологического мироощущения, в рамках которого восприятие субъекта превалирует над объективной картиной мира. Уже в состоянии бодрствования, которое переживает главный герой романа «Мерцание луны» Генрих, оно представлено как недостижимая цель, достойная устремлений. Следующая затем дорога сновидений, которая приводит Генриха к Синему цветку, - это путь возвращения к мифологическому протосостоянию, которое герой романа достигает в странствиях. При этом он познает жизнь как круговорот вещей: жизнь, смерть, возрождение – все это необходимые условия мифологической жизни. Омовение в каменной пещере следует понимать как инициацию, вследствие которой герой достигает исчезающего единства с природными стихиями: сила и здоровье пронизывают его. Он направляется вплавь от каменной чаши к источнику вод чтобы обнаружить таким образом Синий цветок. Стремление немецкой романтики достичь мифического состояния через повторное очарование мира особенно ярко проявилось в этой сцене. Стоит заметить, что синий цвет Новалиса принято толковать как «мифический цвет»: так стены пещеры мерцают в «синеватом свете», сам камень – «темно-синий», а небосклон над головой Генриха «черный с синим». И все же наибольшую символическую нагрузку несет сам Синий цветок – мы находим его в начале и в конце интенсивного мифического сновидения.
www.velesova-sloboda.org/right/vigrid-istoria-m...
Новалис (красавчик, правда? ))
Василек (Ну и что? Зато символ!)
Новалис и его идеи
tate
| суббота, 06 июня 2009